Транспортировка тепловой энергии
О проблемах и перспективах проектирования, строительства и эксплуатации систем транспорта тепловой энергии.
Не затрагивая и не заостряя вопрос на состояние тепловых сетей в стране, хочу остановить внимание на главном вопросе: «Что делать дальше? Куда и как двигаться? То, что существующие технологии канальной прокладки теплотрасс, применяемые до сих пор, изжили себя, ни для кого уже не является секретом, хотя повсеместно, как проектанты и строители, так и представители эксплуатирующих организаций, оказывают большое сопротивление при переходе на современные технологии. На самом деле мало кто сегодня сомневается в том, что технология бесканальной прокладки трубопроводов из предварительно изолированных в заводских условиях труб позволяет если не исключить тепловые потери, то, по крайней мере, свести их к ожидаемому и контролируемому минимуму. Что же касается проблемы потери теплоносителя, то эта проблема при применении данной технологии решается полностью. Система оперативного дистанционного контроля позволяет локализовать проблему утечек при первых признаках намокания.
Опыт применения технологии труба в трубе для изоляции трубы с теплоносителем уже имеет более чем вековую историю. За эти годы было разработано и внедрено без малого сто видов и способов решения этой проблемы, но в результате реальной жизни основная масса способов не выдержала практической апробации. На российском рынке попытки придумать технологии по принципу дешево, доступно и зло продолжаются. Различные «новаторы» в разных частях страны предлагают «волшебные» способы решения проблем. Без каких либо сомнений можно сделать выводы о том, что все эти авантюры не выдержат испытание временем. Но когда это станет очевидным, судить будет некого. Ни тех, кто продвигал эти идеи, ни тех, кто поддерживал их ни тех, кто извлекал из них экономическую выводу. Опять получится то же самое что и получается у нас в стране в последние времена часто. Вторая проблема для технологического прорыва в описываемой отрасли это различные манипуляции и заблуждения:
1. Большая проблема связана с нарушениями технологии производства трубы и ее компонентов: оболочки, предварительной обработки оболочки и стальной трубы, технологии заливки и контроля качества ППУ. Например, так называемая витая полиэтиленовая оболочка, технология производства которой многократно дешевле производства оболочки по госту. В силу конструктива, поскольку эта труба представляет из себя навитую и склеенную макаронину, материалоемкость ее более чем на треть меньше чем монолитной оболочки, но и фактическая толщина стенки оболочки из-за полой конструкции не обеспечивает прочностных характеристик при воздействии на нее грунта. И еще один недостаток «макаронной» конструкции такой оболочки, это мгновенно распространение теплоносителя по всей длине теплотрассы в случае нарушения герметичности трубопровода с теплоносителем. Устранить результаты аварии, в таком случае, на этой теплотрассе больше не представиться возможным, трубопровод гарантированно выйдет из строя гораздо раньше предполагаемого срока эксплуатации. Так же на надежность и долговечность влияют отсутствие или не применение в процессе производства некоторых операций. В частности, не применение предварительной подготовки под заливку внутренней поверхности полиэтиленовой оболочки и наружной поверхности стальной трубы в последствии, во время эксплуатации, приводит к отрыву ППУ изоляции от одной, или обеих поверхностей и трубопровод теряет проектные, расчетные параметры, что может повлечь за собой разрушения элементов теплотрассы в связи с превышением нагрузок, а так же вследствие непроектных перемещений возможно нарушение целостности изоляции стыков.
2. Не менее актуальная проблема связанна с отсутствием опыта проектирования теплотрасс по технологии бесканальной прокладки и попыткой применять принципы проектирования, применяемые в традиционной канальной прокладке. Отсюда повсеместное применение симбиоза технологий, канальной и бесканальной. В результате получается результат по принципу деньги на ветер. Необоснованное удорожание без получения желаемого и ожидаемого результата. Ни надежности, ни долговечности эти приемы не дают.
3. Третья проблема это отсутствие в организациях ведущих строительно-монтажные работы в первую очередь стратегии и внутренней политики направленной на освоение новых технологий, а самое главное нового отношения к качеству и контролю качества выполнения всех операций прямо или косвенно влияющих на надежность и долговечность инженерного сооружения.
4. Четвертая проблема связана с тем, что на уровне руководства системы теплоснабжения обсуждаемая технология не рассматривается как важный, но не единственный элемент новой современной системы теплоснабжения городов. Необходимо принять концепцию развития на завтра. Важно сегодня закладывать во все вновь создаваемые объекты системы элементы контроля и управления, которые завтра лягут в основу новой системы оперативного управления и контроля над состоянием всех элементов входящих в комплекс по производству и транспортировки тепловой энергии.
5. О проблемах пока хватит.
Пару слов о нереализованных пока, но чрезвычайно важных, непосредственно влияющих на отрасль в целом, возможностях. Уверены в том, что при проектировании теплотрасс, необходимо применять максимальное количество узлов и элементов полной заводской готовности. Максимальное количество тепловых камер необходимо проектировать с учетом их 100% изготовления на производственных базах. В производственных условиях организация работ, контроль качества, сезонность производства работ дают реальные преимущества перед полевыми условиями. А самое главное количество трудоемких и ответственных работ на теплотрассах существенно сокращается, что позволит сократить сроки ведения работ, а значит и сроки введения ограничения для движения общественного и иного транспорта. Естественно, это преимущество даст возможность, используя тот же производственный потенциал, реализовать большее количество проектов. Так же необходимо максимально использовать, там, где это возможно, предварительно изолированную арматуру подземного размещения без строительства тепловых камер. Строительство лишних камер необоснованно увеличивает стоимость, трудоемкость и сроки строительства объектов. Применение тепловых камер заводской (производственной) готовности кроме уже упомянутых преимуществ, дает еще одно существенное преимущество, это загрузка высококвалифицированного персонала в осенне-зимний период.
Исходя их вышеизложенного и осознавая факт отсутствия единого национального стандарта, наша компания приступила к созданию программного продукта позволяющего, при его применении, внедрить на предприятиях апробированные методики и стандарты организации производственного процесса. Одним из важнейших компонентов создаваемого программного комплекса будет его оперативная информационная компонента и создаваемая он лайн, в процессе работ, исполнительная документация.
Михаил Гинцяк, генеральный директор ИК «Энергопроект».