Законодательство об энергосбережении — 3

Реализация требований законодательства в области оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном комплексе

      Следует отметить, что в течение 2011 г. Закон № 261-ФЗ подвергся отдельным изменениям, которые нельзя назвать комплексными или революционными, но в тоже время их принятие затрагивает решение ряда накопившихся проблем. В частности, Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 147-ФЗ, проект которого был внесен в Государственную Думу ФС РФ Правительством Российской Федерации, были продлены сроки оснащения приборами учета газа до 1 января 2015 г., а также перенесены на полгода до 1 июля 2012 г. сроки оснащения приборами учета иных используемых энергетических ресурсов и воды в жилищном фонде.

     Перенос сроков оснащения приборами учета в жилищном фонде обусловлен различными причинами, включая низкую активность собственников помещений в многоквартирных домах по соблюдению соответствующих требований законодательства и недобросовестные действия со стороны ресурсоснабжающих организаций, которые несмотря на наличие прибора учета продолжают использовать расчетные методы. Основную роль играют экономические факторы, а именно стоимость приборов учета, работ по их установке и эксплуатации, а также фактическая стоимость энергетических ресурсов при расчете за них по данным приборов учета.

     В отличие от ресурсоснабжающих организаций, на которых с одной стороны возложена обязанность по оснащению приборами учета объектов, находящихся у них в собственности, а с другой за ее несоблюдение пунктом 7 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, для собственников помещений в многоквартирном доме подобных мер не предусмотрено. Поэтому собственники заинтересованы в оснащении приборами учета только, если у них есть уверенность в том, что они получат непосредственную экономическую выгоду от реализации данного мероприятия. В обратном случае у них отсутствует мотивация. Кроме того, возможность получения экономической выгоды может перевесить эстетический или технический фактор, если для оснащения приборами учета потребуется существенная переделка инженерных коммуникаций.

     Установленная пунктом 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, данную проблему также не решает, поскольку фактически затрагивает только проблему оснащения общедомовыми приборами учета. При этом указанные меры провоцируют управляющие компании на совершение многочисленных нарушений при организации и проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об оснащении общедомовыми приборами учета.

     Поскольку по состоянию на IV кв. 2011 г. оснащенность приборами учета в многоквартирных домах в среднем не превышает 25-30% (за исключением общедомовых приборов учета электрической энергии (~40%) и индивидуальных приборов учета электрической энергии (~90%)), а в индивидуальных жилых домах – 35% (за исключением приборов учета электрической энергии (~90%) и приборов учета газа (~80%)), то в ближайшее время следует ожидать либо продление сроков оснащения приборами учета в жилищном фонде, либо принципиального изменения подхода к правовому регулированию.

     Оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде является одним из наиболее остро обсуждаемых вопросов. Большая часть законодательных инициатив, направленных на внесение изменений в Закон № 261-ФЗ, посвящены именно данной проблеме. Кроме «правительственного» законопроекта и идей, связанных с переносом сроков оснащения приборами учета, за период действия Закона № 261-ФЗ в Государственную Думу ФС РФ был внесен ряд проектов федеральных законов, которыми были предложены те или иные методы ее решения. Речь, в частности, идет:

• о снижении установленного нижнего предела необходимости установки приборов учета тепловой энергии до 0,05 Гкал/ч тепловой нагрузки объекта, поскольку потребление в совокупности таких объектов может составлять до 30% от общей нагрузки тепловой сети (законопроект № 508143-5, внесен 28 февраля 2011 г. депутатом К.Б. Зайцевым, но снят с рассмотрения в начале 2012 г. в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы);

• о предоставлении общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме возможности принятия решения об установке общедомового прибора учета вместо оснащения индивидуальными приборами учета (законопроект № 579727-5, внесен 4 июля 2011 г. членами Совета Федерации Р.З. Алтынбаевым, С.М. Киричуком, В.Е. Межевичем, В.П. Парфеновым, Ю.В. Смирновым);

• об установлении в целом добровольного порядка в отношении оснащения индивидуальными и общими приборами учета в жилищном фонде (законопроект № 17538-6, внесен 8 февраля 2012 г. депутатами И.Д. Грачевым, А.Д. Крутовым).

============================================================================

По вопросам проведения энергоаудита и получения энергопаспорта обращайтесь к нам по телефонам:

+7 (495) 764-29-12;  +7(916) 587-88-55

Инжиниринговая компания «Энергопроект»

Мы работаем со всеми регионами России.

============================================================================

    

Комментарии закрыты.